Подготовка к эксплуатации
дизельного генератора
Одним из
важных этапов проектирования системы гарантийного электроснабжения
является выбор места будущей эксплуатации дизельного генератора (дизель-генераторной
установки (ДГУ).
При этом
необходимо обеспечить выполнение следующих требований:
-
достаточная
приточно-вытяжная вентиляция дизельного генератора;
-
защита
дизельного генератора от воздействия факторов внешней среды, в том
числе атмосферных осадков;
-
защита
дизельного генератора от чрезмерно высоких или низких температур;
-
защита
дизельного генератора от прямых солнечных лучей и возможного
проникновения воды при весенних наводнениях и паводках;
-
защита
дизельного генератора от проникновения воздушных примесей и взвесей,
в том числе строительной пыли, дыма, копоти, выхлопных газов, химических
веществ и др.
Для
эффективного охлаждения дизельного генератора, а также
свободного доступа к его основным узлам свободное пространство вокруг
дизельного генератора должно быть не менее 1 м по периметру и 1.5 м сверху;
при монтаже дизельного генератора в закрытом помещении необходимо
предусмотреть свободный проход для доставки дизель-генераторной установки к
месту будущей эксплуатации.
Необходимо предусмотреть ограничение доступа посторонних лиц в
помещение или на территорию, где установлен дизель-генератор.
При размещении дизель-генераторной установки на открытых площадках
необходимо предусматривать защитный кожух или контейнер. Кожухи также
могут быть полезны при временной установке агрегата в помещении или за его
пределами.
Фундамент и крепление дизельного
генератора
Все
дизель-генераторные установки поставляются в собранном виде. Их
силовые агрегаты (двигатель, генератор) расположены соосно
и смонтированы на жесткой металлической раме (станине), являющейся
основанием дизель-генераторной установки.
При монтаже установки она должна быть жестко закреплена на правильно
подготовленном фундаменте. Крепление производится с помощью анкерных
болтов через установочные отверстия основания дизель-генераторной
установки. Идеальным фундаментом является железобетонная подушка.
Она обеспечивает жесткую опору, предотвращает проседание агрегата и
распространение вибраций.
Длина и ширина фундамента должны соответствовать габаритным размерам ДГУ, а
глубина должна быть не менее 150-200 мм. Поверхность земли или пола под ним
должна быть правильно подготовлена и иметь структуру, способную выдержать
вес фундамента с агрегатом.
При установке дизель-генераторной установки в помещениях необходимо
учитывать требования соответствующих строительных правил. Конструкции
зданий должны позволять выдерживать нагрузку, соответствующую весу
фундамента, оборудования, дополнительных аксессуаров и максимального запаса
топлива.
При существовании опасности проникновения воды в помещение эксплуатации
дизель-генераторной установки (например, при установке агрегата в
котельной) подушка фундамента должна быть приподнята над уровнем пола.
Вибрация не нужна
Для
минимизации распространения механических вибраций при работе двигателя
дизельный генератор снабжен амортизаторами. Амортизаторы агрегатов
малой и средней мощности расположены между установочными опорами вибрирующих
узлов (двигатель, генератор) и металлической рамой (станиной), являющейся
основанием дизель-генераторной установки. При их монтаже производится
жесткое соединение основания дизель-генераторной установки и
бетонного фундамента. В дизельного генераторах большой мощности
двигатель и генератор жестко закреплены на основании, а амортизаторы
поставляются отдельно. Их установка производится между станиной и бетонным
фундаментом при монтаже дизель-генераторной установки на месте
будущей эксплуатации. В любом случае, дизель генератор должен быть надежно
закреплен на фундаменте для предотвращения его перемещений во время работы.
Для уменьшения вибраций также предусмотрены гибкие соединения топливных
трубопроводов, системы отвода выхлопных газов (сильфон), выпускного
воздуховода радиатора охлаждения, электрических силовых и управляющих
кабелей, а также других внешних вспомогательных устройств.
Приток холодного воздуха необходим
Воздух,
поступающий в камеру сгорания дизельного двигателя, должен быть чистым,
свежим и как можно более холодным. Обычно это воздух, непосредственно
окружающий агрегат и всасываемый через установленный на дизельном двигателе
воздушный фильтр. Однако, в некоторых случаях, ввиду высокой запыленности,
загрязненности или высокой температуры, воздух вокруг агрегата является
непригодным для камеры сгорания. В этих случаях устанавливается
дополнительный впускной воздуховод. Он идет от источника чистого воздуха,
например, внешней стены здания, к установленному на двигателе воздушному
фильтру.
Эксплуатация дизель-генераторной установки без воздушного фильтра не
рекомендуется, так как увеличивается риск проникновения механической пыли,
грязи и др. инородных предметов внутрь дизельного двигателя через воздуховод.
Охлаждать дизельный генератор
В
процессе работы дизель-генераторная установка является мощным
источником тепла. Ее наиболее тепловыделяющими элементами являются двигатель,
электрогенератор, а также выпускной коллектор. Это может привести к
повышению температуры в помещении эксплуатации агрегата и негативно
сказаться на его производительности.
Для предотвращения негативных последствий помещение должно быть оборудовано
соответствующей системой приточно-вытяжной вентиляции, способной
отводить выделяемое тепло. При ее проектировании необходимо правильно
ориентировать воздушный поток. Воздух должен поступать в комнату со стороны
электрогенератора, проходить вдоль дизельного двигателя, затем сквозь
радиатор системы охлаждения и в итоге выбрасываться вентилятором за пределы
помещения через воздуховод.
При отсутствии отвода горячего воздуха наружу будет происходить его
рециркуляция, и эффективность системы охлаждения резко снизится. Впускное и
выпускное воздушные отверстия должны быть достаточного размера (это
рассчитывается нашим сервис-инженером на основании данных по дизельному
генератору и помещению) для обеспечения свободного воздушного потока как
внутрь помещения, так и за его пределы. Их площадь должна быть как минимум в
полтора раза больше площади радиатора дизель-генераторной установки.
Рекомендуется выбирать расположение дизельного генератора в помещении таким
образом, чтобы выходящий из радиатора системы охлаждения воздух выбрасывался
непосредственно наружу через воздуховод, соединяющий радиатор с отверстием в
наружной стене. Для уменьшения длины воздуховода двигатель должен
располагаться как можно ближе к наружной стене. Если воздуховод слишком
длинный, то более эффективным решением будет применение выносного радиатора.
При этом сопротивление выходящего потока воздуха не должно превышать
величину допустимого статического давления вентилятора.
Для соединения радиатора дизельного генератора с неподвижным выпускным
воздуховодом необходимо использовать гибкий переходной воздуховод,
изготавливаемый из специального материала. Его длина должна обеспечивать
достаточную виброизоляцию и относительную свободу перемещения дизельного
генератора.
Выхлопные газы - что с ними делать
Отвод выхлопных газов дизельного двигателя
должен осуществляться наружу через правильно спроектированную выпускную
систему, которая не создавала бы излишнего противодавления на двигатель.
К выпускному трубопроводу системы отвода
выхлопных газов, либо внутри, либо снаружи, следует подсоединить подходящий
глушитель.
Чтобы понизить излучение, следует изолировать
компоненты выхлопной системы, расположенные внутри помещения. Внешний конец
трубы следует обрезать под углом 60о к горизонтали или
оборудовать дождевой заслонкой, чтобы предотвратить попадание в выпускную
систему дождя или снега. Если здание оборудовано системой детектирования
дыма, выпускное отверстие следует разместить так, чтобы оно не мешало работе
дымовой тревоги.
В общем
случае, не рекомендуется совмещать выпуск ОГ двигателя с дымоходом печи или
другого оборудования, так как есть опасность того, что вызванное одной
системой противодавление отрицательно повлияет на работу других. К такому
совместному использованию вытяжки следует прибегать только, если это не
повредить производительности двигателя или любого другого оборудования,
использующего общую вытяжку.
Для отвода
выхлопных газов за пределы помещения применяют установочный комплект
глушителя, включающий в себя:
Стоит, однако,
заметить, что прямые трубы выхлопной системы и стержни опорных кронштейнов
не входят в заводскую поставку. Дополнительное снижение уровня шума
достигается при использовании специального сочетания глушителей. Если этого
недостаточно для удовлетворения требований заказчика, помещение может быть
оборудовано специальными устройствами аттенюаторами (размеры и
компоновка рассчитываются), а стены покрыты звукоизолирующим материалом.
При разработке выхлопной системы необходимо строго следовать требованию "Не
превышать допустимого обратного давления, установленного производителем
дизельного двигателя". Избыточное обратное давление существенно
уменьшает его выходную мощность, срок службы и увеличивает расход топлива.
Для уменьшения обратного давления выхлопная система должна быть как можно
более короткой и прямой. Радиус закругления любого соединительного колена
должен быть как минимум в 1.5 раза больше его внутреннего диаметра.
Конструкция выхлопной системы дизельного генератора длиной свыше 3 метров
должна утверждаться заводом-изготовителем или его представителем.
Комплекс работ по вводу в эксплуатацию дизельного генератора
I. Проект, прошедший экспертизу и
согласование со всеми заинтересованными организациями (Заказчик,
Энергонадзор, Госпожнадзор, Экология и т.п.) - зачастую этот пункт не столь
необходим, а его стоимость может быть существенной
II.
Строительно-монтажные работы:
1.Строительство помещения
дизель-генераторной установки или переделка в
соответствии с проектом уже существующего помещения.
2.Устройство фундамента под
дизель генератор (отдельно
стоящий, изолированный от несущих конструкций здания) или устройство
площадки под контейнерную дизель-генераторную установку.
3.Монтаж
дизель-генератора на фундамент.
4.Устройство
проемов под жалюзи и выхлопной трубопровод.
5.Монтаж вспомогательного оборудования (впускные
и выпускные жалюзи, глушитель газовыхлопа, дополнительный бак).
6.Изготовление и монтаж выхлопного трубопровода и
трубопровода обвязки дополнительного бака (если есть).
7.Испытание и сдача заказчику работ.
III.
Электромонтажные работы:
1.Монтаж шкафа
ATS
(АВР),
защитных автоматических выключателей, ручных переключателей, электроприводов
жалюзи.
2.Подключение
дизельного генератора к шкафу
ATS
(АВР)
– силовой и контрольный кабель (в каналах, коробах, воздушные линии или
траншеях в зависимости от проекта) с установкой наконечников, в случае
необходимости. Маркировка кабеля.
3.Подготовка
подключения
ATS
(АВР)
к сети – устройство силового кабеля с постановкой наконечников, сборка схемы
подключения (без подключения к сети). Маркировка кабеля.
4.Подключение электроприводов жалюзи к
дизельной электростанции (ДЭС),
устройство кабеля в коробах, по лоткам, в кабельных каналах – в зависимости
от проекта. Маркировка кабеля.
5.Устройство контура заземления или подключение
дизель генератора к существующему контуру заземления.
6.Проведение испытаний кабельных линии и контура
заземления и сдача работ заказчику и заинтересованным организациям.
IV.
Пуско-наладочные работы.
1.Контроль соответствия выполненных работ
проекту. Контроль сдаточной документации.
2.Проверка правильности электрических соединений,
прозвонка при необходимости.
3.Контроль заправки
дизель генератора рабочими жидкостями
(масло, тосол, дизельное топливо, электролит в аккумуляторных батареях).
4.Подключение
дизель-генераторной установки (ДГУ) к сети.
5.Проведение проверок в соответствии с ПУЭ,
требованиями завода – изготовителя.
6.Проведение испытания ДГУ на всех режимах со
снятием характеристик (регулировка выходных характеристик в случае
необходимости).
7.Сдача работ заказчику с оформлением актов ввода
ДЭС в эксплуатацию.
8.Инструкции Заказчику о правилах и приемах
работы с ДЭС.
Примеры
монтажа дизельного генератора